нестор

Ыйык Жазуу Борбордук Азияда

Краткий ретроспективный анализ истории и миссионерской деятельности различных христианских групп на территории Казахстана и Средней Азии (III-XVв.)

Андрецов Антон Викторович

канд. истор. наук

Стремление заглянуть назад всегда сопровождает человеческое общество, вне зависимости от движущих факторов этого поиска, будь то извлечение практического опыта, попытка доказать «древность» и самобытность или инстинктивное, возможно праздное любопытство. Тем не менее, в последнее время, история христианства в Казахстане и Средней Азии из «белого пятна» превращается в субъект пристального изучения.  На сегодняшний день, вниманию исследователя представлен значительный пласт разнообразного материала. К сожалению, помимо научных и основанных на достаточно объективных источниках, материалов появилось много идеологизированных и  псевдонаучных работ, ставящих целю придать истории христианства некую помпезность, мифичность и даже одиозность. Помимо этого, налицо отсутствие упорядоченности и систематизации имеющегося материала, несмотря на усилия многих авторов в этом направлении.

Данная статья, ставит своей целю, в некоторой степени, кратко, ретроспективно осветить и упорядочить вопрос истории и миссионерской активности многочисленных групп христиан на обозначенной территории.

Источниковой базой служат работы зарубежных и отечественных востоковедов, историков, археологов, лингвистов, публицистов. Важнейшими источниками являются сирийские, китайские, иранские, тюркские хроники, исследования ченов Русского географического общества, Восточного отделения при Императорском Археологическом обществе, архивные документы, документы царской российской администрации. Из ниаболее ценных работ стоит упомянуть научные изыскания российско-советского академика Бартольд В.В.,казахстанского исследователя Железнякова Б.А., кыргызстанского историка Семенова Г.Л., узбекистанского автора (советский период) Дресвянскую Г.Я. исследователя Никитина А. Б.

Христианство, как и большинство других религий, всегда было активно в вопросах миссинерской деятельности. Проявление миссонерской активности в разные периоды и в каждом из конкретных регонов и государственных образованиях значительно варьировалось. Значительные успехи в привлечении новых адептов на территории Казахстана и Средней Азии достигались через личное свидетельство, деятельность разъездных проповедником и миссионеров. В разные периоды значительным было влияние институционального христианства (кафедры, культовые строения, епархии), а также политическое лабирование христианских групп.

Автор данного краткого очерка предлагает следующую периодизацию этапов истории и миссии на территории Казахстана и Средней Азии:

Древность. Начало распространения христианства. Маргиана, Согдиана, Бактрия. III-VI века н.э.

Ранее средневековье. Согдийско-бактрийское христианство в сочитании с раннетюркским периодом. VI-IX  века.

Средневековье. Домонгольский период. Христианство в период распространения ислама и активного заселения региона тюркскими племенами. IX-XII века.

Пероид монгольского завоевания и становления монгольско-тюркских государственных образований. Могущество и упадок христианства. XIII-XV века.

1. Древность. Начало распространения христианства. Маргиана, Согдиана, Бактрия. III-VI века н.э.

Неоспоримым памятником христианства в исследуемом регионе является город Мерв (30-км на север от современного города Мары, Туркменистан) и его окрестности. Известный среднеазиатский арабо-песроязычный автор (родился в Хорезме) указывает на появление христианской общины в Мерве не позднее 200 года н.э. (Абу Рейхан Бируни, Памятники минувших поколений (Перевод М. А. Салье) // Абурейхан Бируни, Избранные произведения, Т. I, Ташкент, 1957, с. 330.).

Бартольд В.В. об этом периоде пишет следующее: «В IV в. Начинается массовое движение христиан на восток (отдельные миссионеры проникали туда и раньше); в 334 г. мы видим христианского епископа в Мерве». (Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период. – Сочинения Т.2.Ч.2. М., 1964 стр.271). В основе переселения, помимо миссионерского побуждения, прежде всего, были гонения, которые происходили в Иране.

Первыми христианами здесь были «мелькиты» – христиане восточного уклада еще на разделенного христианства. Некоторые склонны называть их православными, но автор статьи считает данный подход не корректным и не научным по причине выраженного анахронизма подобных рассуждений и попытки идеализации исторических сведений с целью поттягивания их под нужды собственного повествования. Не позднее IV века исследователи констатируют появление в регионе яковитов и армян. Сложно также однозначно классифицировать эти группы как сложившихся миафизитов и монофизитов. Этнически первые группы хритсиан были представленны сирийцами (купцы-миссионеры), персами (ираноязычные группы), эфталитами, потомками саков, усуней и юэджей.

Не позднее IV века христианство закрепляется в Согде. Железняков Б.А. и Никитин А.Б. аккумулируя археологические данные многочисленных экспедиции и раскопок констатируют значительный пласт археологических находок прямо подтверждающих наличие христианских групп в Маргиане, Согде и Бактрии. К наиболее знаичмым находкам относятся так называемый «Овальный дом»(IV-VIвв.), культовое сооружение – Хароба Кошук(V-VIIвв.) (оба строения в окрестности Мерва), печатки, христианские бляшки и медальоны, оттиски креста на печатях, резные камни, монеты с крестами (Бухарский Согд, IV-VI вв.). (А. Б. Никитин. «Христианство в Центрально Азии». Сборник «Восточный Туркестан и Средняя Азия», М. «Наука», 1984 г.)

Среди первых проповедников христианства в согдийских текстах упоминается имя владыки Бар Шаба, который был сослан в Мерв с обращенными им в христианство женой и детьми сасанидского шаха Ардашира Сапора, где он и занялся устройством христианской жизни. (Железняков, Б. Периодизация распространения христианства,причины его упадка (Центральная Азия). Находки в Жетысу. Православная газета Веди. Казахстан. http://www.vedikz.narod.ru/zheleznyakov/periodizaciya_christ.htm#1.)

Интересный термин в вопросах раней миссии  ввыдвигает известный российский востоковед Бонгард-Левин Г.М. Он называет его пероидом «естественной миссии». (Бонгард-Левин Г.М., Гаибов В.А., Кошеленко Г.А. Распространение христианства на Востоке// Вестник древней истории, М. «Наука» 2005 стр 61.). В контектсе, «естественной миссии» христианское вероучение распостраняется приимущественно через личное свидетельство и христианское повествование в виде историй и легенд.

В пояснение к термину «естественной миссии» интересно высказывание Никитина А.Б., который подчеркивает, что: «Распространение христианства не было результатом одной только целенаправленной миссионерской деятельности – в целом это был стихийный процесс, связанный с возникновением торговых колоний на пути в Китай, переселением какой-то части христиан из Ирана в периоды гонений и другими, пока не известными нам факторами. Прибытие миссионеров часто только довершало оформление церковной организации в тех местах, куда христианское учение проникло за долго до них. Это подтверждается сопоставлением сведений об отправлении миссий и назначение епископов с данными других источников, в частности археологии. В Бактрии, Согде, Северной Киргизии и Китае следы христианства прослеживаются задолго до первых упоминаний о прибытии миссионеров» (А.Б. Никитин Христианство в Центральной Азии (древность и средневековье).// Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. М.: 1984. С. 121-137.

На смену (точнее в дополнение) «естественной миссии» приходит институциональное христианство, в форме епископств, кафедр, митрополий, централизованного направления миссионеров. Дополняет такую миссиию политические союзы, влияние христианских мыслителей, ученых и управленцев на политическую элиту того времени.

В IV-VI веках на рассматриваемых территориях зарождается и укрепляется государство эфталитов, которые также ощутили значительное влияние христианской проповеди. Так, на основании армянских источников V века, становится известно о клятвенном христианском союзе армян и эфталитов (хонов) в борьбе с зороастрийцами персами «И нисколько не помедлили клятвенно вступить в договор по обрядам их законов, приняли на себя клятву христиан – с твердостью хранить с ними единство».

Исселодватель Гарсоян Н.Г. ,подчеркивая нестабильность положения христиан в сасанидском Иране(известны как минимум 2 волны серьезных гонений), считает их влияние при дворе весьма значительным. Христиане, в разные периоды, занимали важные государственные должности, вели преговоры с христианскими государствами (прежде всего с Византией) (Гарсоян Н.Г. Роль восточного духовенства в византийско-сасанидских дипломатических отношениях. – “Античная древность и средние века”. Вып. 10.Свердловск, 1973. Стр. 100-104.)

Таким образом, военно-политические союзы в деле христианской миссии имели место уже на раннем этапе истории церкви в регионе.

Подводя итог, нужно отметить, что христианская миссия на раннем этапе прошла эволюцию от естественного благовестия купцов, переселенцев и беженцев до централизованного институционального христианства с неплохо организованной миссионерской структурой.

2. Ранее средневековье. Согдийско-бактрийское христианство в сочитании с раннетюркским периодом. VI-IX века.

Данный период в регионе ознаменован координальными сдвигами, как в этнической, так и в политической плоскостях.  Появление тюркских племен и раннефеодальных государств значительно изменило соотношение сил в регионе. Средняя Азия становится сферой интересов арабов и Китая. Религиозный фактор становиться еще более политизированным.

В VI веке, многочисленные тюркские племена объединяются под властью правителей рода Ашин в государство вошедщее в историю как Тюрский каганат. Тюрки в союзе с Китаем разбивают жуаней, в союзе с Ираном – эфталитов. Позже они овладевают значительными территориями, некогда принадлежавшими Византии и Ирану.

В 581 году Тюрский каганат распадается и начинается период многочисленных раннефеодальных тюркских государств.

Первоначально тюрки исповедывали, в основном, шаманизм и манихейство, но через прямые контакты и активную миссионерскую  деятельность христианство начинает распространяться среди многочисленных тюркоязычных племен.

Феофелакт Симакатта автор книги «История об императоре Маурикии», рассказывает о том, что в 591 году н.э. византийцы захватили в плен многие тюркские народы. На лбах тюркских пленников были изображены кресты, которые по их свидетельству наносились им (в виде татуировок), с целью спасения от чумы. Причем подсказали им этот метод христианские проповедники (Сборник хроник Мингана Mingana http://vmr.bham.ac.uk/Collections/Mingana/).

Древнейшие следы христианства в Семиречье предшествуют первому упоминанию о прибытии в этот район миссионеров и включению его в сферу влияния несторианской церкви. Христианская церковь VIII в. и некрополь с погребениями VI-VII вв. были обследованы на городище Ак-Бешим. Большая часть погребений совершена по христианскому обряду. На том же городище найдено погребение VII-VIII вв. предварительно очищенных костей в хуме с процарапанным на нём несторианским крестом. Христианские погребения более позднего времени известны по результатам обследования некрополя древнего Тараза — захоронения в хумах и в маленьких склепах из обожжённого кирпича. Они датируются IX-X вв. (А.Б. Никитин Христианство в Центральной Азии)

В.В. Бартольд  в «Обзоре истории тюркских народов»(1968, с.425) утверждает, что уйгурское письмо, которое происходит от сирийского, было выработано благодаря влиянию христиан. В свою очередь уйгурское письмо оказало влияние на тюркское орхоно-енисейское письмо. Контакт обучающих с обучаемыми имел, несомненно, миссионерский след. Согдийцы-христиане были писцами у многих правителей Средней Азии, позже их место заняли уйгуры, многие из которых, после разгрома от кыргызов, приняли христианство.

Тюргешский каганат (704-756) находился под постоянным давлением со стороны продвигавшихся в регион арабов с запада. С севера ему приходилось отстаивать независимость от нападак Китая. Арабы в начале VIII века захватив Мерв, продвинулись в глубь Согдианы захватив Самарканд (711г.), Ходжент (713г.),Ташкент(715г.) и Ферагну. В 717 году тюргешский каган Сулук (известный у арабских авторов как Сулук Бодливый) под предлогом, в том числе, помощи согдийцам-христианам отвоевывает все захваченные территории и укрепляет государственность. Значительное число подданых его государства исповедывали христианство. В основном, это были оседлые ираноязычные согдийцы, но благодаря проповеди, культурному и научному влиянию христианское учение начинает распространяться среди кочевого, тюркского населения.

Карлукский каганат (756-940) пришел на смену распавшемого Тюргешскому каганату. Карлуки в большинстве своем приняли христианство. Большой вклад в проповеди христианства внес несторианский патриарх Тимофей (780-819 гг.). При его поддержке и организации миссионерской работы несторианство было принято карлукским каганом Арсланом Иль Тюргуком (766-840 гг.). В конце IX- начале X вв. была образована особая карлукская митрополия.

Одним из важнейших городов раннетюркских государств был Суяб (столица тюргешей и карлуков). Иследователи считают, что значительная часть населе­ния Суяба была христианами. Об этом говорит открытие Л.Р. Кызласовым церкви VIII в. и нового христианского комплекса Х — начала XI в. внутри город-ских стен. На периферии христианство находилось, видимо, в более благо­приятных условиях, чем в метрополии. Прихожанами как буддийских, так и христианских святынь были не только согдийцы, но и покровительствующие христианству тюрки, о чём говорят согдийские надписи. (Суяб. Ак-Бешим.// СПб: 2002. 174 с. (Археологические экспедиции Государственного Эрмитажа)

Железняков Б.А. и другие исследователеи  к этому период у относят значительное количество археологических данных: церковь и кладбище Ак-Бешим (Кыргызстан, Чуйская долина) Оссуарии с изображением крестов (Афрасиаб; Миздахкан; Тараз), Форма для отливки нательных крестов и подвесок (Туркмения, Мерв, городище Эр-кала ), многочисленные нательные кресты (Туркменистан, Узбекистан), надгродные камни с сирийскики надписями и изображаниями несторианских крестов(Кыргызстан, Казахстан) Кружка с сирийской надписью: “Петр и Гавриил”(г. Тараз академик Байпаков (Железняков, Б. Периодизация распространения христианства,причины его упадка (Центральная Азия). Находки в Жетысу. Православная газета Веди. Казахстан. http://www.vedikz.narod.ru/zheleznyakov/periodizaciya_christ.htm#1.).

Стоит обратить внимание на широкую узнаваемость христиан на территори Средней Азии и Казахстана через геральдику и символику. Символ креста, голубя, сцены Рождества, 12 апостолов становятся очередным звеном в распростренении христианских убеждений. Некторые исследователи утверждают, что даже ковроделие было затронуто идеями миссионерства. Расшифровывка некоторых из дошедщих до нас образцов ковров позволяет прочесть в их символике(свечи, кресты, сочетания 4 симовлов-4 Евангелий, 12 апостолов) и даже цветовых особенностях (синий ковер – христианский, зеленый – исламский) пропоеведь Евагнелия.

Адаптиция похоронной обрядовости свидетельствует о глубоком христианском влиянии в регионе. Христиане из разных культур были вынуждены синткретизировать сво` религиозное понимание похоронной традиции с общепринятой, что привело к появлению оссуариев с ихображением крестов (традиция трупосожжения), надгробных камней с христианскими текстами (традиция трупоположения). Помимо этого в захоронениях изменяется похоронная утварь, которая являлась атрибутивной в зависимости от представлений о загробном мире.

Таким образом, миссинерская активность продолжалась, адаптируясь к новым этно-политическим реалиям. Происходила передача учения новым пришлым группам через личное свидетельство (в том  числе контакт соседей, символика, профессионельная деятельность), проповедь миссионеров, разростанию епархий и митрополий и  политическому влиянию христианских групп.

Институциональное христианство, из-за пёстрой конфессиональной картины региона, вынуждено было в миссионерских вопросах развиваться приимущественно в вопросах апологетики, и в меньшей степени в полемике.

3. Средневековье. Домонгольский период. Христианство в период распространения ислама и активного заселения региона тюркскими племенами. IX-XII века.

Ислам,  зародившийся на Ближнем Востоке в начале VII века и  стремительно распространившийся  в Северной Африке, Иране и Пиренеях, в начале VIII века появляется у границ Средней Азии. Распространение ислама на территории Средней Азии происходило медленее чем в Персии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Основными причинами этого была неоднородность типов хозяйственного уклада населения, отдаленность арабов от их центральных сил, относительная немногочисленность и сопротивление населения. Помимо, отмеченных в предыдущем разделе, конфликтов с тюргешами и карлуками, ожесточенное сопротивление происходило и в среде согдийцев, бактрийцев и тохарцев.

Бартольд подчеркивает, что арабы, несмотря на разгром китайцев в 751 году около реки Талас, ряд побед над карлуками, окончательно утверждаются в Трансоксании (Маверанахр) только при халифе Мутасиме (833-842гг.) (Бартольд О христианстве в Туркстане. – Сочинения Т.2.Ч.2. М., 1964, стр 274).

Среднеазиатский историк X века, Абу Бакр Мухаммад ибн Джафар Наршахи, так описывает этот процес в своей «истории Бухары»:  «После того, как Кутайба ибн Муслим в 94 г. х. (716 н.э.) построил пятничную мечеть в Бухаре, приказал жителям Бухары, чтобы каждую пятницу они собирались там. Каждую пятницу глашатай сообщал, что: «тот, кто будет присутствовать на пятничной молитве, получит два дирхама… Жители Бухары в начале ислама во время молитвы аяты из Корана читали на фарси, так как не могли изучать арабский (язык). (Мухаммад Наршахи. История Бухары. пер. Н. Лыкошина
Текст воспроизведен по изданию:. Ташкент. 1897)

Известный арабоязычный автор тюрксого происхождения Махмуд Кашгарский свидетельствует о христианах согдийцах его современниках(2-я половина XIвека): «в Исфиджабе и Таразе, в Кашгаре и Узгенде вплоть до Кубы (Кувы) жил народ согдак, исповедующий Масиха (Иисуса Христа) и говоривший на двух языках: согдийском и тюркском (Махмуд ал-Кашгари. Диван Лугат ат-Турк / Перевод, предисловие и комментарии З.-А. М. Ауэзовой; индексы составлены Р. Эрмерсом. — Алматы: Дайк-Пресс, 2005.

Исламские наместники,  сталкиваясь с непримиримой борьбой местного населения против насаждения новой веры, пытались навязывать им ислам с помощью специального налогового бремени – джизьи (налог для неверных). Несмотря на это, мотивация материальными налоговыми льготами принявшим ислам  долгое время не имела ощутимого успеха. Успех пришел с появлением местных (персов, соглийцев, тохарцев, карлуков) исламизированных (обученных в исламской традиции) элит,  богословов и законоведов, Мухаммад ал-Бухори (810-870), ат-Тирмизи (ум. в. конце 9 в.), Баязид Бистами (ум. 874).

В IX – X веках появляются первые исламские правящие династии в Хорасане, Мавераннахре и Семиречье: Тахириды (821-873), Саффариды (873-903), Саманиды (875-999), Караханиды (840-1212).

Влияние ислама географически усиливалось с востока на запад и с севера на восток, указывая направление софрмировавшихся к IX-X векам центров ислама.

Христианские миссионеры вынуждены были перенаправить основные свои ресурсы на север и восток, вглубь евразийского континента, к кочевым тюркским, монгольским и тунгусо-маньчжурским народам.

В тоже время, будет совершенно несправедливым утверждать, что укрепившийся ислам искоренил христианство в регионе. Исламские правители и богословы, несмотря на многочисленные факты захвата христианских церквей (Тараз, Бухара и др.), бань и других строений, сохраняли относительную терпимость. Христиане, в отличие от зороастрийцев, буддистов и язычников, были монотеистами и отчасти «помогали» мусульманам в искоренении «языческих заблуждений». Халиф с  987 года лично утверждал несторианского каталикоса. Бартольд В.В. констатирует что: при несторианском патриархе Сабаръешу III (1062-1072гг.)  халифатом было постановлено, чтобы епископы яковитов и мелькитов подчинялись несторианскому каталикосу и исполняли его эдикты… Только в 1142 году произошло примирение между каталикосом Эбедъяшу III и мафрианом Дионисием, прекратившее раздоры между несторианами и яковитами. (Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период. – Сочинения Т.2.Ч.2. М., 1964, стр276).

Открытие церквей VIII и X вв. указывает на сильные позиции христианства на этой территории. Отдельные находки VIII-IX вв. и надгробные камни с несторианскими надписями X-XIV вв. дополняют эти данные и позволяют предположить непрерывное существование христианства в Семиречье с VIII по XIV в. Винодельня и хранилища для вина в боковых приделах храма связаны с запретом на производство вина в исламском мире, которое было сосредоточено в руках христиан.  (Г.Л.Семенов. Христианство в Киргизии. Материалы научно-церковной конференции “История древней Церкви в научных традициях XX века”, Санкт-Петербург, 2000)

Политическое влияние христианства проявлялось и в религиозных союзах. Так  Кляшторный С.Г., считает, что «тесный союз с карлуками и борьба с уйгурами-манихеями явились, таким образом, теми политическими факторами, которые побудили кыргызскую аристократию поощрительно отнестись к миссионерской деятельности несторианских наставников»  (Кляшторный С.Г. Историко-культурное значение Суджинской надписи. — Проблемы востоковедения, 1959, № 5, с. 167.).

Железняков Б.А.  выделяет значительный археологический материал, подтверждающий широкое распростренение христианства в регионе: Храмовый комплекс (Узбекистан, Старый Термез), комплекс христианских церквей и Церковь с кладбищем ( Кыргызстан, Ак-бешим), крышка с изображением равноконечных крестов (Узбекистан, Андижан; Фергана ), надпись арабская на чаше в виде “Т-образного” креста:  «Иса и Марьям (Таджикистан, Ходжент, яма в помещении в крепостной стене; Уструшана) ступка с изображением креста (Казахстан, городище Тортколь-тобе), многочиселнные нательные кресты (Узбекистан, Кува, Фергана, Канка, Чач), надписи на венчиках хума (Кыргызстан, Чуйская долина, Городище Краснореченское, городище Новопокровское, Казахстан, Чуйская долина, городище Касмычи), Жженые кирпичи винодавильни с изображением крестов (Казахстан, Чуйская долина Актобе (Степнинское)), многочисленные намогильные камни – кайраки с христианскими эпитафиями(Узбекистан, Ургут, Кыргызстан, Чйская долина Городища Бурана, Кара-Джигач, Новопокровское-5;Иссык-Куль: ущелье Жууке, северо-восточная часть побережья). (Железняков, Б. Периодизация распространения христианства,причины его упадка (Центральная Азия). Находки в Жетысу. Православная газета Веди. Казахстан. http://www.vedikz.narod.ru/zheleznyakov/periodizaciya_christ.htm#1.)

Деятельность миссионеров попрежнему осуществлялась по нескольким направлениям. Торговцы-миссионеры имели близкий, прямой контакт с представителями бизнес сообщества как оседлых, так и кочевых нородов. Разъездные миссионеры-проповедники посвящяли себя проповеди путем изучения языка и культуры народа. Ярким примеров подобной посвященности является уникальный письменный источник – Кодекс куманикус. известный письменный памятник куманского (старокыпчакского) языка начала XIV века (1303 г.), единственный список которого хранится в библиотеке собора Святого Марка в Венеции. По сути, документ подвтерждает миссионерскую активность христиан(X-XIII веков), которые не только изучили кумано-кипчакский язык, но и перевели на него христианские тексты, загадки и работы раннехрситианских богословов. В 2006 году вышла работа казахстанского исследователя Гарковец А., посвященная глубокому исследованию этого ценного документа. (Гаркавец А. Кодекс Куманикус: Половецкие молитвы, гимны и загадки XIII—XIV вв. — Москва, 2006. — 89 с.)

Учитывая имеющийся, в нашем распоряжении матриал, можно утверждать, что к началу IX в. несторианская церковь достигла расцвета, рапространившись по бескрайним просторам Центральной и Восточной Азии. Патриарху были подчинены 25 митрополитов. В 1009 году, по свидетельству Рашид-ад-дина, христиане обратили в свою веру самый крупный из монгольских(тюрко-монгольских) племен – кереитов. По легенде, заблудившемуся в пустыне хану, явился святой Сергиус, который указал ему путь домой и спас его от смерти. Помимо спасения от смерти физической, Сегиус указал хану путь к спасению души черех Иисуса Христа. Сам хан, уверовав принял имя Маргус или Марк. Это придание ярко иллюстрирует миссионерскую традицию, которая в сотружестве с красочным повествованием имело огромный успех. Принятие христианства столь значительным народом, повлекло за собой серьезные политические последствия. Верноятно, благодаря деятельности миссионеров и примеру кереитов христианство принимают близкие кереям найманы, также влиятельный народ.

Важно подчеркнуть значительный наймано-кереитский и кипчакско-кимакский элемент в этогенезе многих современных тюркоязычных народов Средней Азии и в целом Евразии. Они участвовали в этногенезе современных казахов (рода керей и кереит, найман, кыпчак), крыгызов, нагайцев, каракалпаков, алтайцев, узбеков и татар.

Таким образом, христианство, несмотря на давление ислама, сумело выжить на уже занятых территориях. Более того, активное миссонерство позволило проникнуть хрситианскому учению вглубь континента и основательно утвердится в укреплявшемся ядре тюркско-монгольских племен.

В миссионерском плане, сохранялись уже сложившаяся методология – личное свидетельство, миссионеры-купцы(проповедь кереям связывают неспосредственно с купцами), деятельность митрополий и епархий, разъездные миссионеры и несомнено политическое влияние через союзы племен принявших христианство.

4. Пероид монгольского завоевания и становления монгольско-тюркских государственных образований. Могущество и упадок христианства. XIII-XV века.

В начале XIII века на авансцену мировой истории выходит монгольская (тюрко-монгольская) империя Чингизхана. Многочисленные тюрко и монголоязычные племена под предводителством талантливого полководца стремительно захватывают колосалльные территории и, в значительной мере, меняют политическую и религиозную карту Средней Азии.

Монголы, несмотря на титульность в империи были этническим меньшинством. Тюркоязычные народы значительно превышали их численно, но вынуждены были признать их владычество благодаря высочайшей дисциплине последних.

Подчинив кипчаков, найманов, джалаиров, кара-киданей и др. монголы расширили своё войско, вовлечением разнородных кочевников, привлекая их возможностью не только выжить, но и обогатиться за счет будущих походов. В 1219-1223 годах ими был покарен Хорезм, объедевший на тот момент весь регион под властью династии хорезмшахов.

Монголы были религиозно терпимы к покаренным народам. Более того, они использовали религию в политических целях.

В борьбе со своим давним противником – найманским правителем Кучлуком (по Барлольду Кучлук был женат на дочери каданьского правителя- христианке, сам же оставил христианство связавшись с идолопоклонницей), монголы поддерживали мусульман Семиречья, которых угнетал Кучлук, за что последние снабжали их(монголов) провиантом. Несмотря на это, после расправы над Кучлуком, Чингизхан обрушил свои воиска на крупнейшее мусульманское государство Средней Азии – Хорезм. Монголы и сам Чингизхан позволяли себе осквернение мечетей и их уничтожение. Одновременно с этим проводилась политика поддержки «нужных» имамов и богословов. Христиане, на начальном этапе, не пользовались какими-либо льготами от монголов и были вынуждениы нести все тяготы войны и насилия, которые принесли новые завоеватели.

Положение христиан значительно улучшилось при наследниках Чингизхана, многие из которых были женаты на кереитках-христианках. Известно, что кереитских правитель оказал великую милость бедному и ничего незначащему Тимучину. Уважение к кереям было естественным у монгольских правителей, учитывая, что по материнской линии большинство из них были кереитами. Как отмечат Бартольд В.В. «Всё это временами давало христианству перевес над всеми другими религиями» (Бартольд В.В. Еще о христианстве в Средней Азии. Собрание соч Том2, часть 2 стр 316). Более того мусульманские авторы подчеркивали «враждебное отношение к исламу со стороны тех ханов, которые всецело находились под христианским влиянием. Наиболее благоприятным было положение христиан в кратковременное царствование великого хана Гуюка (1246-1248), получившего христианское воспитание. (там же стр 317). Брат армянского царя Гетума посетивший Самарканд в 1248 году подчеркивал успех христиан при монголах. Мусульмане же, по его мнению, в этот период терпели гонения.

Кереитская принцесса-христианка Сорхахтани-беки была старшей женой 4-ого сына Чингизхана Толуя и матерью великого хана Мункэ (1251-1259), Великого хана Хубилая правившего в 1260-1271гг.(с 1271 по 1294 1-ый импереатор Юань), ильхана Хулагу и Ариг-буги. Великий хан Гуюк называл Сорхахтани-беки «умнейшей в мире женщиной». Будучи христианкой несторианского толка, она оказывала покровительство и мусульманам. Известно её пожертвование на строительство медресе в Бухаре.

Несмотря на это, в период 1257-1259 годов другой золотоордынских хан Беркай активно поддерживавший мусульман, устроил погром христиаской церкви в Самарканде. Причем верующие были перебиты в собственной церкви, которая была разрушена.

Любопытен факт, приводимый Бартольдом  В.В. о некоем европейце, который служил чиновником при дворе Хубилая(1259-1294) и Тимура(1294-1307). Из Рашид-ад Дина становиться известно о его особой роли в ужесточении государственной политики монголов в отношении мусульман (запрет перерезать горло баранам, с требованием обязательного вспарывания живота). Имя его приводиться в нескольких вариантах Изол, Исол, Иса-переводчик, Ай-се. По Вассафу Иса-пиндже. Пиндже это один из 4 человек входивших в состав государственного совета монголов, 1 таджик, 1 уйгур, 1 китаец и 1 аркаун (христианин-сириец). (Бартольд В.В. Собрание сочинений 5 том, 1968, 382-390 «Европеец XIII в. в китайских ученых учреждениях», там же «Пизанец Исол» стр. 233-235).

Слухи о крещении Сартака (сына Батыя) побудили Людовика IX отправить к монголам Рубрука (1253 г.), который был принят Сартаком и уехал от него с убеждением, что этот хан был хотя и покровителем христиан, но не христианином; между прочим, Рубрук приводит слова его секретаря Кояка: «Не смейте говорить, что наш хан – христианин; он не христианин, а монгол». Но сам Рубрук говорит в другом месте, что Кояк был несторианином; итак, его слова показывают только, что в Средней Азии христиане не называли себя этим именем, которое не перешло в восточные языки и не встречается ни в семиреченских надписях, ни в сиро-китайском памятнике. Впрочем, Рубрук был при дворе Сартака еще до смерти Батыя; может быть, Сартак окончательно принял христианство уже после того, как сделался главой кипчакского улуса. (Бартольд В.В.  К вопросу о Чингизидах-хритсианах. Собр соч 2том часть2 стр 417-419, он же Бартольд В.В.  Мусульманские известия о Чингизидах-христианах. Собр соч 2том часть2 — стр.263).

Всемирную известность получил так называемый монгольский или «желтый» крестовый поход  хана Хулагу (1217-1265), который разбил иссмаилитов-низаритов, халифат Аббасидов, захватил весь Ирак, Сирию и Палестину. Сам Хулагу христианином не был. Христианкой была его старшая жена Дукуз-хатум и ближайший сортаник-военноначальник, найман – Китбука. Этот поход активно поддержали многочисленные христианские общины Средней Азии и Ближнего Востока. Союзниками Хулагу были европейские крестоносцы и армянские правители. Более того, многие завоевания и битвы обосновывались «защитой христианства».

Археологические находки, датируемые рассмартиваемым периодом, показывают нам приемственность культуры христианских кайраков, крестов, оссуариев, хумов и пр. Внимания заслуживает найденная в Кыргызстане(Исыык-Куль) сцена с 12 апостолами на синей глазурированной вазе. Появляются новые христианские монастырей и церкви.

В XIII-XIV вв. в урочище Кара – Жигач (около Бишкека) располагался город Тарсакент, буквально – «город христиан», основным населением которого были найманы. В эпосе Манас упоминается народ «тарс», страдавший с кыргазыми. Этимиология слова «тарс» недоконца изучена, но есть предположение, что происходит оно от родины апостола Павла, города Тарс.

Бартольд В.В. пишет о существовавшем в рассматриваемый перод христианском селении вблизи Самарканда – Вазкерд. (Бартольд В.В.  По поводу христианского селения Вазкерд  Собр. Соч. том4 часть2, стр 110).

В Семиречье также в этот период появлялись монастыри. Один из них, пока не обнаруженный, по свидетельству Семенова-Тяньшанского П.П., был нанесен в 1375 г. на Каталонскую карту мира. В соответствии с этой картой, где-то на северном берегу озера Иссык-Куль находился монастырь армянских братьев в котором, якобы хранились мощи апостола Матфея. Упомянутый раенее, фламанский монах-путешественник Гильом де Рубрук, в своем «Путешествие в восточные страны» также отмечал наличие армянских монастырей в степи по пути следования в ставку монгольский ханов Каркорорум. Он же указывает на несторианские церкви Илийской долины, в частности 3 церкви в городе Каялык и отдельно стоящее исключительно христианское селение с церковью.

Миссионерская деятельность несториан не прекращалась вплоть до конца XIII в. Прибывший в конце XIII в. из Пекина в Рим несторианский священник уйгур (по этнической принадлежности) раббан Саума рассказывал римским кардиналам: «Узнайте, отцы, что многие наши отцы шли в земли монголов, тюрок и китайцев и проповедовали. Теперь многие монголы христиане». (Кычанов E.И.Сирийское несторианство в Китае и Центральной Азии.// Палестинский сборник. Вып. 26 (89). Филология и история. Л.: 1978. С. 84).

В начале XIV века в следствии переписки европейских монархов и пап с христианами Средней Азии были основаны каталические епархии в Алмалыке и Самарканде. Данные епархии стали основными центрами католического миссионерства в регионе.

Ко второй половине XIV веке ситуация начинает координально меняться. На осколках монгольской империи зараждаются новые государства.  Несмотря на продолжающуюся миссионерскоую активность христиане теряют политическое и религиозное влияние. Многие ханы принимают ислам, а некоторые (хан Узбек) провозглащают его государственной религией. Под давлением ислама, многие центры христианства теряют свое значения, а церковное имущество передается исалмским служителям. Еще в 1338-1339 годах упоминается краткое, но кровавое гонение на христиан Семиречья и Кульжинского края. В конце XIV – начале XV века Средняя Азия пережила очередной виток борьбы за власть под руководством нечингизида Тамерлана. В этот период значительно пострадали все конфессии, но потомки Тамерлана – тимуриды окзались благосклонны исключительно к исламу, в результате чего христианство практически искореняется к концу XV века.

Тем не менее, следы христианства еще долгое время сохранялись в памяти жителей региона. В этой связи показательно, что, еще в 1603 г. владетель г. Джалиша (Карашар) в разговоре с миссионером Гоэсом хвалил христианство, говорил, что его предки исповедовали эту религию. (Железняков Б.А.О несторианстве Семиречья. http://www.vedikz.narod.ru/zheleznyakov/nestorianstvo_7rivers.htm)

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть значительную роль христианства в истрии культурного и духовного наследия Казахстана и Средней Азии. Основанием подобного утверждения являются многочисленные письменные памятники и археологические находки.

С III по XV век христианство было представленно многочисленными группами: мелькиты (восточное христианство, позже православие), яковиты (сирийцы), несториане, христиане-армянской церкви, католики.

Все указанные группы, особенно несториане проявляли миссионерскю активность, следуя завету Иисуса Христиа «идите и научите».

Миссионерская деятельность на разных этапах значительно варьировалась, но в тоже время выделяются ее основные направления:

  • Личностное свидетельство соседей и родственников.
  • Деятельность купцов-проповедников.
  • Христианское повествование в виде легенд, геральдики и символики, искуства.
  • Влияние ученых и медиков. Разработка алфавитов, делопроизводства и т.д.
  • Институционельное христианство. Митрополии, кафедры, епархии.
  • Разъездные миссионеры.
  • Религиозно-политические союзы племен и государств.
  • Политическое влияние христиан при дворе различных правителей.

Эта запись также доступна на: Russian